Оперный театр Сан-Карло
«Не существует ничего в Европе, сопоставимого
с этим театром, ничто не может дать ни малейшего
представления о том, что это такое,
он ослепляет глаза, он восхищает душу …»
Стендаль


Французский писатель Стендаль был прав: при одном взгляде на знаменитый неаполитанский театр оперы и балета «Сан-Карло» слова куда-то исчезают, оставив лишь бесконечное восхищение.
Театр Сан-Карло является старейшим оперным театром Италии. Он основан на 51 год раньше венецианского Ла Фениче и на 41 год – миланского Ла Скала.
4 ноября 1737 года состоялось открытие театра. Здание было выстроено по проекту архитекторов Анджело Карасале и Джованни Антонио Медрано вместо устаревшего театра Сан-Бартоломео. Зрительный зал не мог не восхищать своей красотой и богатством сине-золотого убранства. Пять ярусов и большая королевская ложа могли соперничать с роскошью королевского дворца.
В день премьеры давали оперу Доменико Сарро «Ахилл на Скиросе». Либретто написал знаменитый драматург и поэт Пьетро Метастазио. Все было в самых лучших традициях классицистов – высокая драма на античную тематику.
1816 год стал роковым для величественного «Сан-Карло» — его практически полностью уничтожил страшный пожар. Но благодаря стараниям команды под руководством архитектора Антонио Николини менее, чем за девять месяцев театр был заново отстроен, и 12 января 1817 года состоялось открытие нового сезона оперой Иоганна Симона Майра «Мечта Партенопе».
Театр Сан-Карло – гордость не только Неаполя, но и Италии. Выступить на знаменитой сцене почитают за честь мировые звезды оперы и балета. Кстати, театр только один раз пропустил полный сезон – 1874/75 годов. Во все остальные, не самые легкие времена, театр радовал своих зрителей постановками.
В 1943 году театр понес урон от бомбардировок, но был быстро восстановлен. В 1969 году молния успела разрушить небольшую часть фасада театра, но восстановительные работы и в этот раз не затянулись на слишком долгое время.
1844 год стал решающим годом для театра, когда интерьер стал таким, каким мы его видим и сейчас – красно-золотым.
Говоря о «Сан-Карло», невозможно ни упомянуть знаменитую неаполитанскую композиторскую оперную школу, чей пик расцвета пришелся на 17-18 век. Гайдн, Бах, Глюк, Хассе и другие великие композиторы специально приезжали в Неаполь, чтобы сыграть премьеру именно в Театре Сан-Карло.
Карл Бурбон был большим театралом. Он проходил прямо из своего дворца специальным коридором. Иногда заходил только на одну арию или сцену…
В начале 19 века художественным руководителем королевских оперных театров был Джоаккино Россини, а после него — Гаэтано Доницетти. Вообще, история Театра Сан-Карло – это история великих имен и оперных триумфов.
Современный «Сан-Карло» — это преемственность, сочетание новых технологий и старой оперной школы.
